Командные виды спорта // Автомобилист (волейбольный клуб)

03 февраля 2011




Оглавление:
1. Автомобилист (волейбольный клуб)
2. Визитная карточка
3. Результаты в чемпионате России
4. Текущий состав



«Автомобилист» — российский мужской волейбольный клуб из Санкт-Петербурга. Основан в 1935 году. Самый титулованный клуб Санкт-Петербурга по игровым видам спорта.

История

Довоенный период

Свою историю клуб ведёт с 1935 года, когда по инициативе Анатолия Николаевича Дмитриева в ленинградском отделении общества «Спартак» была создана волейбольная команда. Летом 1935 года она наряду со спартаковскими коллективами Москвы, Харькова и Днепропетровска приняла участие в первом первенстве Центрального совета «Спартак» по волейболу, и проиграв всего одну партию, стала его победителем. В 1935—1936 годах волейболисты «Спартака» в составе сборной Ленинграда завоёвывали серебряные медали Всесоюзных волейбольных праздников, а в 1937-м стали победителями турнира между командами Ленинграда, Киева и Днепропетровска.

30 августа 1938 года завершился пятый и первый среди клубных команд чемпионат СССР. Пётр Арешев, Михаил Балазовский, Aлексей Барышников, Илья Филановский, Александр Щербин, Анатолий Эйнгорн, Виктор Яшкевич под руководством Анатолия Дмитриева первенствовали в финальном турнире шести команд, проходившем на теннисном стадионе ЦДКА. Через год в том же составе ленинградский «Спартак» выиграл в Одессе финальный матч чемпионата СССР у московских одноклубников, причём поединок выдался настолько бескомпромиссным, что затянулся до темноты, был прерван и перенесён на следующий день. В 1940 году в Тбилиси спартаковцы Москвы взяли реванш, оставив лениградцев с серебряными медалями.

Команда Алексея Барышникова

В послевоенные годы «Спартаку» не удавалось подняться на пьедестал почёта — в составе команды остались только два волейболиста, побеждавшие на чемпионатах СССР. Михаил Балазовский и Александр Щербин не вернулись с войны. Илья Григорьевич Филановский ушёл в науку, защитил диссертацию, работал на юридическом факультете ЛГУ. Лучший в стране блокирующий Анатолий Эйнгорн стал играть за команду ленинградского Дома Офицеров, в 1949-м в составе сборной СССР выиграл первый в истории волейбола чемпионат мира. Одним из ведущих игроков, а затем и тренером ДО был также Алексей Барышников.

С именем Алексея Георгиевича Барышникова в 1950-е годы связано возвращение победных традиций «Спартака». В 1956 году руководимая им сборная Ленинграда заняла третье место на Спартакиаде народов СССР, а в 1957-м новое поколение ленинградских спартаковцев выиграло золотые медали чемпионата страны. Эта победа далась нелегко: «Спартак» и ЦСК МО имели по итогам первенства одинаковое количество очков и вынуждены были играть дополнительный матч. Молодые спартаковцы вырвали победу со счётом 3:2. В 1958 году «Спартак» выиграл бронзовые медали, а в 1959-м составил основу сборной города, которая под руководством Николая Михеева в финале Спартакиады народов СССР в трёх партиях обыграла команду Москвы. Кроме спартаковцев победителем Спартакиады стал 20-летний Вячеслав Платонов, бывший в ту пору игроком армейской команды города на Неве.

Игроки «Спартака» Владимир Андреев, Юрий Арошидзе, Владимир Астафьев, Геннадий Гайковой и Марат Шаблыгин вошли в состав национальной сборной. Впрочем, кандидат технических наук Юрий Васильевич Арошидзе, чемпион мира 1960 года, прославился не только на волейбольных площадках — на протяжении двух десятков лет он работал главным инженером объединения «Электросила».

«Адские водители»

Новый этап в развитии спартаковского волейбола начался в 1967 году, когда играющим тренером команды, выступавшей в то время во втором эшелоне советского волейбола, II группе класса А, стал Вячеслав Платонов. В 1969-м спартаковцы, вернулись в I группу, позднее названную высшей лигой, а в 1970 году клуб, сменивший название на «Автомобилист», занял 4-е место. В конце 1970-го Платонов покинул площадку, передав свою футболку с номером «8» 18-летнему Вячеславу Зайцеву, и стал старшим тренером команды.

С 1972 по 1990 год «Автомобилист» завоевал 8 серебряных и 8 бронзовых медалей чемпионатов СССР, одержал четыре победы в еврокубках. Высшая ступень союзного пьедестала почёта команде так и не покорилась — отобрать «золото» у ЦСКА, являвшегося базовым клубом сборной страны, было для остальных участников первенства практически недостижимой мечтой. А с 1977 года, когда Платонов после двухлетнего периода работы в Кувейте возглавил сборную СССР, осуществить эту мечту стало ещё сложнее — из-за необходимости тренера жить на разрыв между клубом и сборной; из-за того, что команды, имевшие в своём составе кандидатов в сборную, в матчах против «Автомобилиста» показывали свою лучшую игру; из-за того, что «Автомобилист» стал своеобразным испытательным полигоном различных тактических новшеств, которые потом брала на вооружение главная команда страны. Острокомбинационный, рискованный, быстрый волейбол, за который «Автомобилист» прозвали «адскими водителями» не всегда приводил к успеху — за эксперименты тренера команда, по признанию самого Вячеслава Алексеевича, расплачивалась недобором очков в чемпионате.

Тем не менее в 1970—1980-е годы в ленинградской команде выросло целое созвездие выдающихся мастеров, трое из них — Вячеслав Зайцев, Владимир Дорохов, Александр Ермилов — стали чемпионами Олимпийских игр в Москве-1980; Юрий Чередник — серебряным призёром Игр в Сеуле-1988.

В 1989 году Платонов уезжает работать в Финляндию, главным тренером автомобилистов становится его многолетний напарник Зиновий Ефимович Чёрный. Им был создан первый в СССР хозрасчётный клуб — волейбольный центр «Автомобилист». Под руководством Чёрного команда выиграла чемпионаты России 1992 и 1993 годов. 20 декабря 1994 года сердце талантливого тренера остановилось в зале одинцовской «Искры» через несколько минут после завершения игры с «Самотлором».

Падение

На тренерский мостик клуба возвращается Вячеслав Платонов. «Автомобилист», как и многие другие российские клубы, переживает отъезд ведущих волейболистов за рубеж и непростое финансовое положение. Команда из Санкт-Петербурга после 1995 года не показывала высоких результатов, а по итогам чемпионата России-1997/98 даже покинула на год сильнейший дивизион, суперлигу «А». В этих условиях Вячеслав Платонов был вынужден сделать ставку на молодых игроков, работать на перспективу. В тяжёлом для команды 1998 году в основном составе «Автомобилиста» впервые вышел на площадку 17-летний Семён Полтавский, переехавший в Петербург из Одессы вместе со своим братом Владимиром и Максимом Проскурнёй.

Летом 2002 года, когда команда, уже называвшаяся к тому времени «Балтикой», лишилась своих лидеров, стало совсем тяжело. «Балтика» завершила чемпионат на 10-м месте. А в 2005-м, когда компания «Балтика» из-за запрета рекламы пива отказалась от финансирования клуба, команда, снова ставшая «Спартаком», выбыла из Суперлиги. В ночь на 26 декабря 2005 года умер Вячеслав Алексеевич Платонов. Незадолго до смерти Платонова в Санкт-Петербурге открылась его Волейбольная академия.

Новейшая история

В сезоне-2005/06 «Спартак» занял последнее место в высшей лиге «А» и «транзитом» проследовал в третий эшелон российского чемпионата. Первенство команд высшей лиги «Б»-2006/07 «Спартак» под руководством Андрея Владимировича Толочко завершил на 5-м, а следующее — на 7-м месте в зоне Европы. В ноябре 2007 года в команде случилось неординарное событие: в неё после 13 лет, проведённых в чемпионате Италии и двух неплохих сезонов в новокуйбышевской НОВЕ, вернулся один из самых любимых учеников Вячеслава Платонова — серебряный призёр Олимпиады в Сеуле 41-летний Юрий Чередник. Впрочем, из-за старых травм опытнейший мастер нечасто выходил на площадку, а игрой против ростовского СКА-ЮРГУЭС завершилась его блистательная карьера.

Осенью 2008 года «Спартак» вновь был переименован в «Автомобилист». Под руководством заслуженного тренера Украины Сергея Владимировича Побережченко в сезоне-2008/09 команда победила в зоне Европы высшей лиги «Б» и первенствовала в финальном турнире, завоевав тем самым путёвку в высшую лигу «А».

В 2009 году на тренерский мостик «Автомобилиста» вернулся Андрей Толочко. В сезоне-2009/10 петербургский коллектив стал одним из открытий высшей лиги «А», заняв 4-е место; а в чемпионате-2010/11 досрочно финишировал на втором месте, завоевав право на возвращение в Суперлигу, причём добиться этого достижения команде удалось вопреки нестабильному финансовому положению, без привлечения группы опытных игроков, а за счёт сыгранности состава, основу которого составляют собственные воспитанники клуба.




Просмотров: 33177


<<< Автодор-Метар
АДК (волейбольный клуб) >>>



Политика конфиденциальности